?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

сщмч.Даниил(Сысоев): аудио вариант толкования книги Иова [2005 г., MP3]

проф. А.П.Лопухин: толкование и комментарии к книге Иова

свт.Иоанн Златоуст: толкование на книгу Иова.

изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова.

обозрение книги Иова

свт.Кирилл Иерусалимский
: на слова Иова: «Кто сей скрываяй от Мене совет, содержай же глаголы в сердце, Мене же ли мнит­ся утаити?» и проч.

свт.Дмитрий Ростовский: житие св.прав.Иова (Четьи-Минеи)

сщмч.Дионисий Александрийский: из толкований на книгу Иова

прп.Исидор Пелусиот:

На слова: или есть вкус во тщих словесех (Иов.6:6)

Знай, что, хотя болезнь крепнет, побеждает силы, приближает нас к кончине, готова отлучить душу и умертвить тело, однако же, озаботившись нисколько, пожелали мы ныне истолковать написанное тобою. Думаю, что сказанное: или есть вкус во тщих словесех? - имеет два смысла. Она указывает или на то, что ложная укоризна не простирается далее слуха, поскольку не касается сердца человека, слышавшего ее, или на то, что с умеренностью надлежит приправлять слово солью, чтобы было оно и приятно, и питательно для людей благомысленных и трогало сердца слышащих. А солью подающего совет да служат свидетельства словес Божественных, страх Суда и слово о царствии, делающие увещание более сильным, действенным и питательным и доставляющие полезную и пригодную пищу не только тем, которые вполне переварить ее, но и тем, которые мало на это способны.

Что значит: еда на высоких Живый (ναιων) не призирает (Иов.22:12)?

Писал ты, желая узнать смысл написанного: еда на высоких Живый не призирает? Посему слушай. Кто на высоких живет (сие значит слово: ναιων, ξт которого происходит: ο νεως θли: ο ναος, ςо есть храм), Тот назирает над всем, и ничто не ускользает от Него. Посему сказано: еда не призирает на высоких Живый? - когда следовало сказать: подлинно призирает. Что и сказал яснее Песнопевец: на высоких Живый и на смиренныя Призираяй (Пс.112:5.6); еще яснее выразили три отрока: благословен еси, Видяй бездны, Седяй на Херувимех (Дан.3:54), то есть Ты, превысший горних сонмов, не презираешь и нашего ничтожества, но, правя невидимыми силами, самыми кроткими мановениями приводишь в благоустройство и то, что в глубинах.

 

О написанном: Аз всем звездам заповедах (Ис.45:12); и на слова в книге Иова: звезды же нечисты суть пред Ним (Иов.25:5).

Сказанное: Аз звездам заповедах, в соединении со словами: во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси (Пс.118:89), не выражает никакой укоризны или нарушения порядка. Если станут утверждать, что сие: во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси, - сказано о Боге Слове, то спросим их, почему сказано: на небеси, а не везде? Ибо Бог Слово все содержит и связует. Если же обличенные скажут, что здесь означается постановленный звездам закон о том, как надлежит им совершать течение, тогда как закон нарушен на земле, то спросим: для чего же прибавлено здесь: звезды же нечисты пред Ним? Ибо видно, что звезды последуют слову Его и не нарушают постановления.

Если же после всего сказанного и доказанного спросят нас: что же значат слова: звезды нечисты пред Ним? - ответим: по природе своей звезды чисты, какими и сотворил их Создатель; но в сравнении с Самим Творцом столько же отстоят от Него, сколько муравей от неба, или от солнца, или от какой-либо из иных тварей. Посему не сказано в прямом смысле: нечисты, - сие показывало бы, что они погрешают, но присовокуплено: нечисты пред Ним. Потому разумей, что сие сказано в сравнении, подобно тому, что в другом месте говорится Богу же: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс.142:2). Всякий праведник, судимый сам по себе, оправдается; но сравниваемый с Богом или судимый в сравнении с Ним, не оправдается.

се благочестие есть премудрость (Иов.28:28)

Не для определения ли мудрости и знания, как думаю, достославный Иов сказал: се благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла есть ведение? Подлинно самая высокая мудрость - правильное понятие о Боге и самое Божественное познание - доблестные дела: одно право мыслит о Божестве, другое удерживает от худого; одно посредством дел богословствует, другое прославляется за дела. Посему, если богоугодный и боголюбивый мудр и сведущ, имеет созерцательную и деятельную добродетель, первую как душу, вторую как тело, то почему мы напрасно почитаем себя любомудрствующими, не заботясь о доблестной жизни и прилагая попечение только об одном красноречии?

Что значит сказанное: был я царем посреди единопоясных (Иов.29:25)?

Желаешь ты познать сказанное достославным Иовом: "был я царем посреди единопоясных". Думаю, что, так как единопоясными означаются или воинские чины, или толпы варваров, или скопища разбойников, сказанное им выражает что-либо подобное следующему: или - законно предводительствовал я воинами, или - мужественно одерживал верх над варварами, или - внушал страх разбойникам и препятствовал им поступать по своим обычаям, а если не слушались, заключал их в мрежу законов.




сщмч. Зинон Веронский: об Иове

1. Священную историю, возлюбленные братие, для того передали нам Боговдохновенные писатели, чтобы мы, читая ее, научились, по мере возможности, подражать по-крайней-мере нравам предков, если уже не можем подражать их добродетелям; потому-что они столь благочестиво и свято жили, что уже одно знание дел их должно считать немаловажным счастием. Так, на пример, Иов был праведен, чист от суетных мирских желаний, непорочен во внешнем образе жизни, еще непорочнее в душе, и столько осмотрителен и безукоризнен во всех своих делах и мыслях, что заслужил похвалу даже от Бога. Поэтому он, блаженный, достойно наслаждался блаженною жизнию: дом у него был как полная чаша, имения у него было много; значительно было и число детей его, притом обоего пола, - что родителям особенно приятно; дети его любили друг друга, и за них, по числу их, он часто, в определенные времена, приносил жертвы Богу. Он оградил себя столь крепкою стеною чистоты и веры, что диавол сам по себе не дерзал нападать на него, а испросил на то дозволение у Бога. И вот, братие, началась изумительная война. С одной стороны, диавол, страншо потрясая своим оружием, звуком грозной воинской трубы созывает на помощь к себе слуг своих, воспламеняет жаждою грабительства сердца хищников, и вдруг громовым ударом падает на все, чем украшалась жизнь человека Божия: грабительство, огонь и меч все отняли у него в одно мгновение. С другой стороны, мы видим Иова, поражаемого печальными известиями, которые одно за другим ударяют в него как шумные, сокрушительные волны. Не успееть рассказать ему о несчастии его постигшем один вестник, как является уже другой с вестью о новом несчастии. Притом как жестоко расчитаны бедствия, разразившияся над его головою: страшная, оглушительная и раздробляющая сердце сила их растет постепенно. Первый вестник доносит ему о хищническом отнятии у него волов и ослиц и избиении мечем рабов, при них находившихся; второй - об истреблении небесным огнем стада овец вместе с пастухами их; третий - о разбойническом угоне табуна верблюдов и гибели пасших табун; наконец четвертый возвещает ему: сыном твоим и дщерем твоим, ядущим и пиющим у брата своего старейшего, внезапу ветр велик найде от пустыни, и коснеся четырем углом храмины, и паде храмина на дети твоя, и скончашася. Сим одномгновенным умерщвлением всех детей Иова, сатана отнял у нежного, чадолюбивого его сердца возможность постепенно, мало-по-малу, изливать и облегчать горесть свого; потому-что, получив роковое известие о гибели всех детей своих под развалинами дома, Иов не знал, кого первого из них оплакивать, кто первый попадется ему при отрытии развалин, кому первому отдать плачевный долг погребения: все боли и муки безвыходно, так сказать, были заперты в его сердце, чтобы он, чувствуя всю невыносимую их жгучесть, не мог удержаться в границах благоразумия, возроптал на Бога. Но он, как дерево, глубоко пустившее свои корни в тучной долине, крепкий и сильный верою, которая глубоко укоренилась в нем и своими живительными корнями переплела и опутала все вены и артерии его сердца, при всех несчастиях, подобно урагану разразившихся над ним, стоя в долине глубокой преданности воле Божией, остался непоколебимым, не осквернил себя ропотом на Бога. Выслушав всех вестников, Иов, востав, растерза ризы своя, и остриже власы главы своея, и посыпа перстiю главу свою, и пад на землю поклонися Господеви, и рече: сам наг изыдохь от чрева матере моея, наг и отъиду тамо: Господь даде, Господь отъят; яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно во веки! (Иов. 1, 1-21). Раздрал он свою одежду не для того, чтобы сим знаком печали выразить свою безнадежность на Бога, но чтобы беспрепятственнее и свободнее сражаться со врагом. Потеряв имение, он пренебрег в себе богача; лишившись детей, он забыл в себе отца; высоким праведником показал он себя в болезнях, которыми поразил его сатана; потому-что от темени головы до самой подошвы ног поражен он был проказою, так что на теле его не было целого места, - все оно слилось в один непрерывный струп; но, не смотря на то, из уст его не вырвалось ни одного грешного слова. Отверг он безумный совет жены своей; опроверг друзей своих, нападавших на него, и, как победитель жестокого врага и нечестия, спокойно сидел на пепле вне города, всецело предав себя воле Божией. Какими похвалами, каким венцем славы мы можем увенчать его! Изумительно непобедимое его терпение! Несокрушимым своим терпением, из веры проистекавшим, он победил диавола, заслужил неизреченное наслаждение - наслаждение беседовать с Богом, и Бог возвратил ему здоровье, снова осыпал его богатством, вдвое большим против прежняго, и дал ему столько же детей, сколько прежде у него было, так что он, можно сказать, не потерял своих детей, а только переменил их (Иов. 2-12). Вот, братие, достойный подражания пример благочестия и праведности в счастии, непоколебимого терпения и геройского мужества в несчастии!

2. Но вместе с тем, возлюбленные братие, Иов, по моему мнению, был образом Спасителя нашего Iисуса Христа. Сравнение объяснит нам эту истину. Иов был праведен. Спаситель наш есть сама правда, источник нашей праведности; потому-что о Нем предречено было: се день грядет горящ яко пещ, и возсияет Солнце правды (Мал. 4, 12). Иов был истинен. Господь наш есть подлинная, совершенная истина. Аз есмь, говорит Он, путь и истина и живот (Иоан. 15, 6). Иов был богать. Но чье богатство может сравниться с богатством Господа нашего, которому принадлежит вся вселенная, по свидетельству блаженнейшего Давида: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней (Пс. 20, 1)? Притом все богачи не больше, как слуги и управители Его, Господа нашего. - Иов три раза был искушаем диаволом [1]. Подобным образом, по свидетельству Евангелиста, трижды же искушал диавол и Господа нашего (Матф. 4, 1-11). - Иов, лишенный всего своего имения, обнищал. Господь наш, по любви к нам снисшедши на землю и оставив небо со всеми его благами, также обнищал, чтобы нас обогатить. - Дети Иова были умерщвлены рассвирепевшим диаволом. Дети Господа нашего, - Пророки были побиты безумным Фарисейским народом (Лук. 12, 34; Деян. 2, 52). - Иов поражен был язвами. Господь наш, приняв на себя плоть нашу и грехи всего человвческого рода, вместе с тем принял все нечистоты и язвы греховные. - Иова увещавала жена его впасть в тяжкий грех. Господа нашего убеждала синагога следовать испорченным древним преданиям Иудейским (Матф. 10, 2; Марк. 2, 5). - На Иова нападали друзья его. На Господа нашего преимущественно пред всеми возставали первосвященники и книжники, которые должны бы были особенно чтить Его и быть Его друзьями. Иов, пораженный проказою, точимый червями, сидел на пепле вне города. Господь наш, принявший на себя все греховные язвы всего рода человеческого, обращался в этом нечистом мире среди людей, исполненных пороков и кипевших похотями, которые, как черви, точили Его и наконец предали Его позорной смерти вне города. - Иов непобедимый своим терпением опять приобрел и здоровье и богатство. Господь наш, победив смерть своим воскресением, даровал верующим в Него не здоровье только, но и бессмертие, и получил от Бога Отца власть и господство над всем, как сам Он засвидетельствовал, говоря; все предано Мне Отцем Моим (Лук. 10, 22). - Иов родил других детей на место погубленных диаволом. Господь наш, вместо Пророков, умерщвленных беззаконным народом, также создал себе новых детей, - святых Апостолов. - Блаженный Иов скончался в мире. Господь наш, оставив нам мир, купленный ценою Его крови, в кроткой и мирной славе вознесся к Отцу своему, с которым Он благословен от ввчности и во все веки веков.

Примечанiе:
[1] Тройственность искушения заключается в трояком род бедствий: в лишении имения, в погибели детей и в болезни. (Прим. пер.)

Печатается по изданiю: Святого священномученика Зинона, епископа Веронского Об Иове. // Журнал «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». СПб.: В типографiи К. Жернакова - 1843 г. - Часть II. - с. 369-377.


свт.Василий Великий: Приведите себе на память терпение Иовлево, и скажите сами себе то же, что говорил Иов: Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако и бысть (Иов.1:21). Никого претерпенное им да не возбудит к тому, чтобы рассуждать и говорить, что нет Промысла, распоряжающегося нашими делами; и да не винит он домостроительство и суд Владыки. Напротив того, каждый да взирает на сего подвижника и его пусть сделает своим советником во благое; пусть перечислит по порядку все подвиги, в которых отличился Иов, и размыслит, что, хотя диавол поражал его таким множеством стрел, однако же он не получил смертельной раны. Диавол отнял у него домашнее благополучие, он же умышлял подавить его постепенными известиями о несчастиях. Когда один пересказывал ему о каком-нибудь злоключении, приходил другой вестник, принося горестное известие о чем-нибудь худшем; беды непрерывно следовали одна за другой, злоключения уподоблялись напору волн, и прежде, нежели переставали течь слезы об одном, открывался случай плакать снова. Но праведник стоял, как скала, принимая на себя приражения бури и обращая в пену стремительные волны, возносил к Владыке благопризнательный глас: Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако и бысть,- и что ни приключилось с ним, не удостоил это и слез. Когда же пришел один вестник и сказал, что сильный какой-то ветр сотряс дом веселия, где пировали сыны его и дщери, тогда только раздрал Иов свою одежду, показав тем сострадательность природы, и своим поступком засвидетельствовал, что был он чадолюбивый отец. Впрочем, и тогда, положив предел и меру скорби и приключившееся с ним украшая сими благочестивыми словами, сказал: Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако и бысть; как бы взывая так: "Столько времени назывался я отцом, сколько угодно было Тому, Кто соделал меня отцом. Ему опять угодно было отнять у меня венец потомства: не оспариваю у Него собственности Его. Да превозможет угодное Владыке. Он Творец рода, а я - орудие. Какая мне нужда, будучи рабом, огорчаться напрасно и жаловаться на приговор, которого не могу изменить?" Подобными словами поражал праведник диавола. Но когда неприязненный опять увидел, что Иов побеждает, и что ничем этим не возможно поколебать его,- употребил искусительные средства против самой плоти его, и тело избичевав несказанными ударами, довел до того, что оно источало из себя множество червей, и сведя этого мужа с царских престолов, посадил на гноище. А Иов, и такими поражаемый страданиями, пребывал непоколебим; когда терзалось у него тело, неприкосновенным охранял сокровище благочестия в тайнике души. Поэтому враг, не находя уже что делать, приводит себе на память древние свои козни, и, ум жены вовлекши в нечестивое и богохульное намерение, чрез нее покушается поколебать подвижника. И утомленная долговременностию труда, предстает она праведнику, с поникшим взором, всплескивает руками при виде его, насмехается над плодами его благочестия, описывает прежнее цветущее состояние домашних дел, указывает на бедствия настоящие, на то, какова жизнь его была прежде и какова стала теперь, какую награду получил он от Владыки за множество жертв. И она непрестанно повторяла слова, которые свойственны, правда, женскому малодушию, однако же могли смутить всякого человека, совратить и мужественный ум. "Скитающися и служащи хожу я, - говорит она (Иов.2:9), - из царицы стала рабою; принуждена смотреть на руки своих служителей; прежде многих питала, а теперь едва нахожу пропитание у других. Хорошо и полезно было бы тебе, употребив нечестивое слово и изострив меч Создателева гнева, истребиться с земли, а не продолжать себе и сожительнице подвижнических трудов, с терпением перенося сии бедствия". Но праведник, огорченный этими словами более, нежели всеми прежде постигшими бедствиями, со взором исполненным гнева, обращается к жене, как к врагу, и что говорит ей? Вскую яко едина от безумных жен возглаголала еси? (Иов.2:10). "Оставь жена,- говорит он,- этот совет. Долго ли тебе такими словами оскорблять общую жизнь? Оболгала ты, чего не желал я, и поведение мое; оклеветала ты, сказав это, и жизнь мою. Теперь вижу, что и я одною половиною нечестив; потому что супружество из обоих нас соделало одно тело, а ты впала в богохульство. Аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим (Иов.2:10)? Вспомни блага, какими пользовались прежде; уравновесь лучшее с худшим. Ни у одного человека не блаженна жизнь вполне. Всегда блаженствовать свойственно одному Богу. А ты, если прискорбно тебе настоящее, утешь себя предшествовавшим. Теперь плачешь, но прежде смеялась. Теперь нищенствуешь, но прежде была богата. Ты пила из прозрачного потока жизни - пей с терпением и из мутного. И речные потоки не везде оказываются чистыми; а наша жизнь, как знаешь, такая река, которая течет непрерывно и струится волнами одна за другою следующими. Часть ее протекла уже, а другая еще течет; часть едва изникла из источников, а другая изникает,- и все мы спешим к общему морю смерти. Аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим! Ужели заставим Судию всегда подавать нам одинаковые блага? Ужели станем учить Владыку, как Ему распорядить жизнь нашу? Он властен в Своих определениях; как хочет, так и устрояет дела наши. Он премудр, и полезное уделяет рабам Своим с избытком. Не касайся умом своим суда Владычнего, а только с любовию переноси, что домостроительствует Его премудрость. Что дает тебе, принимай это с удовольствием. Покажи в скорбных обстоятельствах, что была ты достойна прежнего веселия". Говоря сие, Иов отразил и это приражение диавола и нанес ему совершенное посрамление как побежденному. Что же произошло из сего? Болезнь вскоре бежала от него, как напрасно посетившая. Плоть вторично обновилась юностию, жизнь опять процвела всеми благами, и богатство в сугубой мере потекло отовсюду в дом его, так что одно получил, чтобы ничего не потерять, а другое было наградою праведнику за терпение. Но почему же и коней, и лошаков, и верблюдов, и овец, и возделанных полей, и всех утех изобилия получил он сугубую меру, а число детей произвел равное умершим? Потому что бессловесные животные и все тленное богатство погибли совершенно; а дети и по смерти были живы превосходнейшею частию своего естества. Поэтому украшенный опять от Творца другими сынами и дщерями, и это стяжал он в сугубой мере. Ибо одни дети были при родителях, доставляя им веселие в сей жизни, а другие, предварив отца, ожидали, чтобы всем им тогда окружить Иова, когда Судия человеческой жизни соберет всенародную Церковь, когда труба, знаменующая пришествие Царя, громко отозвавшись во гробах, потребует от них залога тел. Тогда и почитаемые ныне мертвыми скорее живых предстанут пред Зиждителем всяческих. Поэтому, думаю, в сугубой мере Наделивший Иова прочим богатством определил, чтобы он довольствовался числом детей, равным прежнему. Видишь ли, сколько благ приобрел себе праведный Иов терпением? Потому и ты, если приключилось тебе что-либо огорчительное от огня, возжженного вчера злоумышлением демонов, переноси это с терпением, скорби страдания усыпи лучшими размышлениями, и по написанному, возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). Ему подобает слава во веки веков. Аминь!

блж.Иероним Стридонский:
Иов - образец терпения - каких тайн не объемлет в своей речи? Он начинает прозою, продолжает стихом, оканчивает простою речью; выполняет все законы диалектики во вступлении, предложении, подтверждении и заключении. Каждое слово в его речи многозначительно. Упомяну об одном, о воскресении тел. Иов пророчествует так ясно и вместе с тем сдержанно, как никто другой. "Я знаю, - говорит Иов, - Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию. И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!" (Иов.19:25-27).


проф. П.А. Юнгеров:
книга Иова. введение в Ветхий Завет


Рукопись, толкование на книгу Иова праведнаго собранное Олимпиодором Александрийским

на заметку ВКонтакте

Profile

orthodoxy33
Orthodox from East
daniilcenter

Latest Month

November 2015
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner